Август 1 августа
- Макрида
День Макриды — указник
осени. По погоде сего дня замечали о будущей осени, крестьяне говорили: "Каков
день выдается — такова и осень будет", "Смотри осень по Макридам", потому что
"Если на Макриду мокро, то вся осень будет мокрая", "Вёдро (сухая, теплая
погода) на Макриду — осень сухая" или "Дождливым будет день — и осень мокра;
сухой — и осень тоже", "Коли на Макриду мокро, то страда ненастная". "Дождь с
утра — не жди добра: будет осень вся мокра".
Поселяне твердо знали:
"Коли на поле Макриды, а ты свое смекай (работай)", "Прошли бы Макриды, а то
будешь с хлебом". Зависимость от природы заставила поселян тщательно наблюдать
окружающий мир, и зоркий крестьянский глаз примечал самое характерное для
каждого дня: "На Макриды если дождь — сев озимых хлебов будет хорош", "Если в
этот день будет дождь, то не будет орехов". "Полетел пух с осины — иди за
подосиновиками", "Оводы кусают последний день", "Макрида сажает осень, а Анна (7
августа) — зиму".
2 августа
- Ильин день
Илья-пророк. В народном
воображении Илья — святой суровый, грозный, карающий, в его подчинении дожди,
гром, молнии; с другой стороны, Илья — щедрый, наделяющий, так как посылает на
землю плодородие.
Первый сноп, первый
праздник: "Знать осень на Ильин день по снопам". В этот день на Руси пекли из
новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь.
По наблюдениям, с
Ильина дня начинается осень, появляются холодные утренники: "До Ильина мужик
купается, а с Ильина дня с рекой прощается", "На Илью до обеда лето, после обеда
осень", говорили: "На Ильин день олень копыта обмочил: вода холодна", "На Илью
камень утром прозябает", "До Ильина дня тучки по ветру идут, после Ильина дня
против", "До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусте не
сохнет", "На Ильин день зима с летом борются", "Придет Илья принесет гнилья
(дождь)", но была и примета: "Дождь в этот день предвещает обильный урожай ржи
на следующий год" или "Дождь в Ильин день, а также на Макковея (14 августа) и на
Воздвижение (27 сентября) — к обильному урожаю на следующий год".
Начинались дожди: "До
Ильи поп дождя не умолит, а после Ильи баба фартуком нагонит", "До Ильина дня
дождь в закром, а после Ильина дня из закрома". По замечаниям ворожеек, дождь,
собранный на Ильин день, избавляет "от очного призора, сглазу и всякой вражьей
силы". И еще считали: "На Ильин день дождь — будет мало пожаров, вёдро — много",
"Ильинская пятница без дождя — пожаров много", "Если в Ильинскую грозу молния
зажжет избу, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой".
Илья громовержец —
повелитель молний и громов. Этот день часто с дождями и грозами, говорили: "Илья
пророк разъезжает по небу на огненной колеснице", "Илья словом дождь держит и
низводит", "На Ильин день в поле не работают, стогов не мечут — спалит грозой",
"На Илью грех возить сено — Илья сожжет его", "Илья грозы держит", "На Ильин
день где-нибудь от грозы загорается", "Вознесение с дождем, Илья с
грозой"
Чтобы отвести беду,
умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали в поле, не косили и не
убирали сена. "Пророк Илья лето кончает, жито (жниво) зажинает", и еще: "К
Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони".
На Ильин день
перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты, говорили: "Богат, как
ильинский сот", но знали, что "Ильинский рой и не в корысть", потому что
поздний, не успевает запастись пищей. Муха кусает до Ильина дня, питается; после
Ильина запасается, после Ильи комары тоже перестают кусаться. После Ильина дня
не советуют есть земляники, иначе будешь дремать.
С Ильина дня работнику
две угоды: ночь длинна, да вода холодна, так как Илья пророк три часа светлого
времени уволок.
Именины у Афанасия и
Ильи. Афанасий с греческого - "бессмертный".
4 августа
- Мария Магдалина
Мария
Магдалина-ягодница, сладостница. По преданию, этот день добрый. Если на Марию
"громовый день", то "Коли гроза — сена будет за глаза", но "На Марию Магдалину в
поле не работают — гроза убьет". В этот день наблюдали за росой. Если роса была
обильная, то ожидали серого льна, говорили, что роса уничтожает белизну льна и
"укоротывает самый рост": "Коли на день Марии росы, то льны будут серы и косы".
И еще: "На Марию вынимают цветочные луковицы".
Именины у Марии. Мария
(евр.) - первоначальное значение - "горькая", другое значение -
"госпожа".
5 августа
- Трофим-бессонник
Мученики Трофима
называл народ бессонником. В это время шла пора усиленных работ, страды, поэтому
говорили: "Хорошему хозяину день мал", "Если идет работа — спать неохота", "Жать
— не дремать". И как бы себе в поучение причитали: "Долго спать — добра не
видать", "Долго спать — с долгом встать". На Трофима — калинники-малинники. "С
малинника лыки не велики, да ягоды сладки; а с калинника лык надерешь, да ягод в
рот не возьмешь".
6 августа
- Борис и Глеб
К этому времени
поспевала рожь — "Борис и Глеб в полях поспел хлеб" или "Борис и Глеб —
дозревает хлеб". По замечаниям стариков, будто в старину на этот день бывали
большие грозы и спаливали копны у тех, кто работал в поле, говорили: "Борис и
Глеб — пали копны (гроза жжет копны)", поэтому в поля старались не выезжать, за
полевые работы не браться; предупреждали: "На Глеба и Бориса за хлеб не берися".
Наступает пора сбора черемухи, заготавливают березовые веники.
Именины у Бориса. Борис
- славянское имя - "боец, борец".
7 августа
- Анна, Макарий
Анна-холодница. Макарий
— ярмарка-именинница. По Анне судили о зиме. По наблюдениям поселян, если в этот
день наступит холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная, так как
"Анна-зимоуказница" и "На день святой Анны зима припасает холодные утренники".
Были на этот день и приметы: светлая и теплая погода предвещает холодную зиму,
дождливая — теплую, снежную. Какова погода до обеда — такова зима до декабря;
какова погода после обеда — такова зима после декабря. На Макария открывалась
Нижегородская Макарьевская ярмарка.
Именины у Анны и
Олимпиады. Анна с иврита - "благодать Божия". Олимпиада с греческого -
"олимпийская".
8 августа
- Именины у Параскевы
Именины у Параскевы.
Параскева (Прасковья) с греческого - "пятница, приготовление".
9 августа
- Пантелеймон, Никола
Пантелеймон-Палий.
Пантелеймон-целитель. Никола кочанский, кочанный. "На Пантелея-целителя и Николу
кочанского капуста в кочны завивается". Обычно с этого дня начинаются по утрам
холода, а "На поле капустном — кочанов густо", "Капуста — шаровата, кудревата,
на макушке плешь — на здоровье ешь", "У хозяина без капусты брюхо пусто",
"Капуста не пуста, сама летит в уста". Капуста и картошка были главной пищей
слетья (конца лета). В это время буреет картофельная ботва, подходит время
копания клубней.
Пантелеймона называют
"Палий" и боятся в этот день грозы, приметили: "Кто на Палия работает, у того
гроза спалит хлеб", "Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на
гумно" или "На Пантелеймона грех возить хлеб и сено — Пантелеймон
сожжет".
Именины у Анфисы.
Анфиса с греческого - "цветущая".
10 августа
- Прохор и Пармен
Прохоры и Пармены – не
затевай мены.
11 августа
- Калинов день
Калинники. Замечали,
что-появляющиеся с сего дня морозы убивают на жнивах хлеб, также боялись сырого
тумана, который называли "мороком": "Пронеси, Господи, Калинника мороком, а не
морозом". Крестьянин хорошо знал свое дело: "Коли на Калинника туман — припасай
косы про овес с ячменем", или: "Коли туман — припасай закрома про овес с
ячменем".
Были и приметы на этот
день: "На Калинов день не будет утренников, так и Луппа (5 сентября) не
заморозит". "Калина не закалинит, так и Луппа не залупит".
Именины у Серафимы.
Серафима в переводе с иврита - "пламенная".
12 августа
- Сила и Силуян
Говорили: "Сила хлеб
силит", "На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна", так как полна зерном и клонится к
земле. "Святой Сила прибавит мужику силы", "На Силу святителя и бессильный бога
тырем живет (подошел новый хлеб, пища сытная)", "Дожить бы бабе до Силина дня да
с яровым управиться, так засилья прибавится". "Кто посеет рожь на Силу — родится
сильно". А с нечистой силой на Силу считали, что "ведьмы обмирают, опившись
молока".
Еще приметили: "Если в
это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не должно", "Если
душно и тягостно и насекомые особенно злы и едки, то будет дождь".
Если в это время дни
стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не должно. Если же душно и
тягостно и насекомые особенно злы и едки, то будет дождь
Именины у Валентина.
Валентин с латыни - "сильный".
13 августа
- Евдоким
Евдокимово заговенье
перед Успенским постом, про который народ говорит: "Успенский пост не
голодный".
В эту пору всего много:
хлеба нового, овощей, плодов, ягод.
14 августа
- Спас
В Византии раз в год
выносили крест из храмов для освящения мест и отвращения болезней. У нас этот
празднк соединился с воспоминаниями о происходившем в этот день крещении Руси.
Совершается чин водосвятия — это "Спас на воде", "Мокрый Спас", когда освящаются
воды в озерах, колодцах, а также мед — "Медовый Спас". В православных святцах
день этот именуется "Происхождением Честных Древ Животворящего Креста Господня"
к которому с XII века присоединилось еще особое празднество "Всемилостивому
Спасу Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии Матери Его", таким образом
соединилось два церковных праздника.
Спасовки — первые
две-три недели августа (по старому стилю 1, 6, 16 августа). Первый Спас —
Медовый, второй — Яблочный, третий — Спожинки. Первый, Медовый, Спас называли
еще мокрый, Маккавей. Для крестьянина этот день — большой праздник. «На первый
Спас и нищий медку попробует».
Проводы лета. Со Спаса
начинаются холодные росы, считали: "С первого Спаса и росы хороши", то есть
безвредные, но "У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье". Якобы
с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Пасечники начинают выламывать
соты: "спасовка-лакомка", говорили: "Если пчельник не „заломает сота, то
соседние пчелы вытаскивают весь мед", к этому времени "Пчела перестает носить
медовую взятку". Отцветают розы, по народному поверью: "Когда перестают цвесть
розы, тогда происходит пере мена в росах". Отмечался отлет первых ласточек и
стрижей. Появляются стаи грачей и скворцов.
А работы для
крестьянина опять много: "Паши под озимь, сей озимь; готовь гумна и овины;
защипывай горох; начинай заготовку лесной малины; собирай мак, а также поспевшие
ягоды черемухи". "После водосвятия крестьяне купаются сами, купают лошадей, а
пастухи пригоняют с пастбищ домашнюю скотину и вгоняют ее в реку. Лошадей, как и
весь скот, обычно в этот день купают в последний раз". И еще: "На первый Спас
святи колодцы". Приметили: "Если дождь в этот день,, то мало пожаров
бывает".
С 14 августа начинается
Успенский пост, считали, что "Успенский пост не голодный" или
"Спасовка-лакомка". В эту пору всего много: и хлеба нового, и слетья разного
(овощей), и плодов, и ягод, к этому времени созревают и дыни, и арбузы.
Заканчивается пост 28 августа. Приметили: "Во что Маккавеи, в то и разговенье,
(28 августа)".
15 августа
- Степан-сеновал
К этому времени в лугах
отрастала отава — "второе сено". Начинали косьбу: "И ставка — сену прибавка".
"Отава — осеннее сено, летнее прибережет". На Степана кончали сенокосные
работы.
Святой первомученик
Стефан издавна известен у народа как покровитель лошадей, и потому самый день
памяти его у наших предков имел свои особенности. В старину в этот день хозяева
посвящали этому угоднику овес и сено. Говорили: "Какова погода в этот день,
такова в сентябре простоит" или "Каков Степан, таков сентябрь". В далекой Руси в
сей день крестьяне поили лошадей через серебро, то есть бросали в воду мелкую
серебряную монету, потом поили лошадей из шапки, в которой тоже лежала монета,
они предполагали, что от этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза. А
монетку прятали в конюшню под яслями. Эта монета переходила от отца к
сыну.
Именины у Василия.
Василий с греческого - "царский".
16 августа
- Антон, Исаакий
Антон-вихревей.
Исаакии-малинник. Вот уже и ветры холодные задули, говорили: "Каковы
Анто-ны-вихревеи, таков октябрь", "По Исаакию октябрь". Наблюдали, если в сей
день будет ветер с юга и появятся вихри, то ожидали зимой больших снегов,
считали: "Ежели на Антона ветер с вихрями — ожидай снежную зиму" или "На Исаакия
вихри — к крутой зиме". В это время полным ходом идет сбор лесной малины. А
хозяйки кадушки шпарят, под засол готовят, огурцы срывают.
Именины у Антона.
Антоний (Антон) с греческого - "приобретающий взамен".
17 августа
- Авдотья
Авдотья-сеногнойка,
малиновка, огуречница. "Какова Авдотья-сеногнойка, таков и ноябрь". Считали, что
с этого дня начинают идти дожди, вредные для сева. Эти дожди и называли
сеногнойками. "Дождям говорят, иди туда, где ждут, а они пошли, где жнут", а
если дождь все сено сгноит: "Семь отроков-сеногнои сено гноят".
Авдотья — малиновка, к
этому времени поспевает малина: "На Авдотью сбор малины — готовь плетенки", а
если "Рясная малина — урожай на хлеб".
Евдокия — огуречница,
поспевают огурцы: "На Евдокию срывай огурцы", убирают чеснок и лук.
Именины у Авдотьи.
Авдотья (Евдокия) с греческого - "благоволение".
18 августа
- Евстигней
Евстигней-житник.
"Каков Евстигней, таков и декабрь". На Евстигнея жнивы заклинали на все четы ре
стороны, призывали мать-сыру землю на помощь. На Евстигнея ели сырой лук с
хлебом, солью и квасом, а в комнатах развешивали связки луковиц, чтобы воздух
очищался.
Именины у Нонны. Нонна
(егип.) - "посвященная Богу".
19 августа
- Преображение или Второй яблочный Спас
К празднику
Преображения поспевают многие плоды и овощи, оканчивается жатва, говорили: "Со
Спаса Преображения погода преображается", "Второй Спас яблочком
разговляется".
Народное название
праздника — Второй яблочный Спас. Объясняется это тем, что до Преображения
особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких
плодов, кроме огурцов. А с этого дня во всей Великой Руси начинали есть плоды и
фрукты. "На второй Спас освящают яблоки и мед".
"Пришел Спас — всему
час", яблоки поспевают, снимают плоды, а погода ухудшает ся изо дня в день,
начинаются осенины, встреча осени, в этот день провожают закат солнца в поле с
песнями, говорили: "Пришел Спас — бери рукавицы про запас", "Второй Спас всему
час — шубу припас", к ночи становится холодно.
Но про работу не
забывали, со второго Спаса засевали озими. А также приметили: "Какой второй
Спас, такой и январь". "Каков день во второй Спас, таков и Покров" (14
октября).
20 августа
- Марины, Пимены
Быть-то оно было, да
нас при том не было. День прошел — все свое с собой унес. Если аисты готовятся к
отлету, осень будет холодной. Пимены-Марины — не ищи в лесу. Спустя лето по
малину в лес не ходят.
21 августа
- Мирон-ветрогон
Как правило, этот день
ветреный. Говорили: "Ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном лете стонут",
"Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету". В это время
собирали осенние опята. Приметили: "Каковы Мироны, таков январь", "Ранние иней в
конце лета — к урожаю будущего года".
22 августа
- именины у Марии
Именины у Марии. Мария
(евр.) - первоначальное значение - "горькая", другое значение -
"госпожа".
23 августа
- Лаврентий
Святой мученик
Лаврентий считается у нашего народа целителем глазной боли, и поэтому простой
люд молится ему о прозрении ослепших глаз. Угодник этот одарен был особенным
даром врачевания. Он был целителем для всех, с каким кто недугом к нему ни
обращался, и не раз подавал зрение таким людям, которые им не владели от
рождения.
На Лаврентия день
обычно тихий, поселяне смотрели в полдень на воду: если вода тиха в реках,
озерах, болотах, если лодки стояли спокойно, то считали, что осень должна быть
тихая и зима будет без метелей. "Осень и зима хороши живут, коли в этот день
вода тиха и дождик", "Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго —
всю осень". Предполагали, что погода этого дня устанавливается на всю
осень.
24 августа
- Евпл
Полагают, что в ночь на
мученика Евпла на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой и песни, и
бегает белый конь.
Именины у Василия.
Василий с греческого - "царский".
26 августа
- именины у Конкордии
Именины у Конкордии.
Конкордия с латыни - "согласие".
27 августа
- Михей-тиховей
Этот день известен
своими ветрами, по силе которых судили о предстоящей погоде, а также наблюдали
за журавлями: "Коли журавли полетят, то в середине октября мороз, а нет — то
зима позже придет". Следили за ветром: "Если на Михеев день тихий ветер — к
ясной теплой осени, буран — к ненастному сентябрю", "Коли дуют ветры-тиховеи — к
ведренной осени, коли день с бурей — к недоброму сентябри", "Тихий ветер в сад —
сухая осень в лес", "Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается".
Михеев день Успенский пост кончает, осеннему мясоеду навстречу идет.
Средний срок начала
листопада.
Именины у Аркадия.
Аркадий с греческого - "пастух".
28 августа
- Успение
Первая Пречистая,
первая Госпожа, госпожинки. Этот праздник слывет у народа Успенщиною — дожинки,
обжинки, оспожинки. В этот день во многих местах в церковь приносили семена и
колосья разных хлебов для благословения и освящения, а на поле оставляли
небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой — "завивали
бороду" и приговаривали: "Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший
урожай!"
Успение — окончание
жатвы, складчины, братское пиво, на мирскую складку варили пиво, убивали барана,
пекли пироги и созывали родных и соседей на пир пировать. С Успения солнце
"засыпается". "Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается"! До Успения
пахать — лишнюю копну нажать. Озимь сей за три дня до Успения и три дня после
Успения. "До Петрова дни взорать, до Ильина — заборонить, до Спаса —
посеять".
На Успение солили
огурцы, а на Сергия (8 октября) — капусту рубили.
Начало молодого бабьего
лета до 11 сентября, а если погода хорошая, то старое бабье лето с 13—21
сентября — ждали ненастным.
29 августа
- Третий Спас
Третий Спас — ореховый,
хлебный, холщовый. Говорили: "Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки
едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают", поэтому третий Спас еще
называли "Спас на холстах", "Спас на полотне". Данный праздник отмечался торгом
полотнами, холстами. Спас — хлебный, пекли пироги из нового хлеба.
Спас ореховый. К этому
дню поспевают орехи. Считали, что "Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса".
На третий Спас последний отлет ласточек, а также отлет касаток в Архангельской
области. Приметили: "Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет
морозно".
31 августа
- Флор и Лавр
Флор и Лавр —
лошадники. Конский праздник. На Флора и Лавра — лошадиный праздник. Купали
лошадей в реке, кормили овсом, гривы и хвосты убирали лентами, приводили к
церкви, где после молебна кропили лошадей святой водой. После по общему и
неизменному правилу кормили их в полную сыть и ни в коем случае на них в этот
день не работают, даже на скачках седлать лошадей было не принято. Крестьянин
думал: "Если умолил Флора и Лавра, жди лошадям добра", "Флор и Лавр до рабочей
лошади добер". В этот же день пекли особое печенье с изображением конского
копыта и отдавали его священникам.
Флор и Лавр — кончай
посев ржи (дожинки, досевки), после этого дня посев ржи считается запоздалым,
говорили: "Коли до Флора не отсеешься — фролки (цветочки) и родятся". С Флора и
Лавра начало осенним холодным утренникам. Начало листопада.
Именины у Фрола. Фрол
(Флор) с латыни - "цветущий".
|