Соответствующее распоряжение
подписал Дмитрий Медведев. Правительству поручено при проведении
государственной политики по вопросам, связанным с возможным глобальным и
региональным изменением климата и его последствиями, руководствоваться данной
Климатической доктриной.
Климатическая доктрина
представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути
реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении
изменений климата. Стратегической целью политики Российской Федерации в области
климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской
Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный
(в т.ч. демографический) аспекты развития в условиях изменяющегося климата и
возникновения соответствующих угроз и вызовов. В апреле 2009 года Климатическая
доктрина была одобрена Президиумом Правительства Российской Федерации.
Согласно Климатической
доктрине основными принципами политики Российской Федерации в области климата
являются:
– глобальный характер интересов Российской
Федерации в отношении изменений климата и их последствий;
– приоритет
национальных интересов в разработке и реализации государственной
политики в области климата;
– ясность и информационная открытость политики
Российской Федерации в области климата;
– признание необходимости действий как внутри
страны, так и в рамках полноправного международного партнерства Российской
Федерации в международных исследовательских программах и проектах;
– всесторонность учета возможных потерь и выгод,
связанных с изменениями климата – предосторожность при планировании и
реализации мер по обеспечению защищенности человека, экономики и государства от
неблагоприятных последствий изменений климата.
Основными задачами политики
Российской Федерации в области климата являются:
– укрепление и развитие информационной и
научной основы политики Российской Федерации в области климата, включая
всемерное усиление научно-технического и технологического потенциала Российской
Федерации, обеспечивающего максимальную полноту и достоверность информации о
состоянии климатической системы, воздействиях на климат, его происходящих и
будущих изменениях и их последствиях;
– разработка и реализация оперативных и
долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;
– разработка и реализация оперативных и
долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;
– участие в инициативах международного
сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными
проблемами.
Основные направления политики
Российской Федерации в области климата включают:
– развитие нормативной базы, правовое
обеспечение и организацию государственного регулирования в области изменений
климата;
– развитие экономических механизмов, связанных
с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на
климат;
– научное обеспечение разработки и реализации
мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– кадровое обеспечение разработки и реализации
мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– информационное обеспечение разработки и
реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– международное сотрудничество в области
разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия
на климат.
Значительная часть территории
Российской Федерации находится в области максимальных (как наблюдаемых, так и
прогнозируемых) изменений климата. Происходящие и ожидаемые изменения климата,
в первую очередь негативные последствия этих изменений, оказывают существенное
воздействие на социально-экономическое развитие страны в целом, жизнь и
здоровье ее граждан.
К отрицательным последствиям
ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся, в частности:
повышение риска для здоровья (увеличение уровня заболеваемости и смертности)
некоторых групп населения; рост повторяемости, интенсивности и
продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений,
случаев опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы – в других;
повышение пожароопасности в лесных массивах; деградация вечной мерзлоты с
ущербом для строений и коммуникаций в северных регионах; нарушение
экологического равновесия, вытеснение одних биологических видов другими;
распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; увеличение расходов
электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной
части населенных пунктов.
К возможным положительным
последствиям ожидаемых изменений климата, с которыми связан значительный
потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития,
относятся, в частности: сокращение расходов энергии в отопительный период;
улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов
в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения;
улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение
эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и
принятии ряда мер); повышение продуктивности бореальных лесов.
К преимуществу Российской
Федерации, по сравнению со многими странами и регионами Земли, относится более
высокий адаптационный потенциал страны в целом, который обеспечивают: большие
размеры территории; наличие значительных водных ресурсов; относительно
небольшая доля населения, проживающего на территориях, особо уязвимых к
изменениям климата.
Исключительное, по сравнению с другими странами,
разнообразие и масштабы изменений климата регионов Российской Федерации и его
последствий для окружающей среды, экономики и населения является естественным
следствием больших размеров территории и большого многообразия природных
условий. Реализация доктрины в области климата предполагает разработку на ее
основе федеральных, региональных и отраслевых программ и планов действий.
|