Медведев и Путин соревнуются в умении решать все проблемы страны
путем личной раздачи больших денег. Нет в России такой проблемы, решение которой не потребовало бы
выделения миллиардов рублей. При этом само слово «миллиард» наделяется
сакральным и даже прямо магическим смыслом. Если миллиарды выделены, то,
считается, — проблема обязательно решится. Не важно, в чем ее суть и кто ее
будет решать, какими методами. Главное — найти правильное соотношение масштаба
проблемы и количества выделенных миллиардов. Такой вот алхимический принцип.
Принцип этот вошел в нашу социополитическую реальность вместе с
Владимиром Путиным. Оно и понятно: при Ельцине выделять было как бы нечего, в
миллиардах исчислялись в основном долги. В начале нулевых любое упоминание о
выделении больших денег на решение проблем и особенно — о чудо! — проблем социальных
воспринималось отвыкшими от щедрот властей россиянами как глоток живительной
влаги в нестерпимую жару. Миллиарды помогали растить, а потом лелеять и
укреплять сумасшедший рейтинг Путина. Неудивительно, что он старался упоминать
о них при каждом удобном случае. Ведь доставались они бескровно, благодаря
конъюнктуре — и тратились так же легко.
С перемещением Путина из Кремля в Белый дом ситуация мало
изменилась — премьер продолжал выделять миллиарды, в то время как президент
отдавал все силы модернизации, долгое время имевшей скорее идеологическое, чем
прикладное значение. Ситуацию не изменил даже кризис — спасение национальной
экономики происходило тем же способом, что прежде ее развитие: миллиард туда,
миллиард сюда. Медведев же (по крайней мере в телевизоре) в основном
благожелательно выслушивал отчеты Путина о проделанной работе. Это, в сущности,
отвечало тандемократическому принципу разделения властей, когда премьер
отвечает за экономику, то есть деньги, а президент — за все остальное.
Но в последнее время ситуация начала меняться, и резко. Лично я
обратил на это внимание 30 июля, когда смотрел зомбоящик. Пожары тогда еще не
стали темой номер один, поэтому новостей, как обычно, было две: про Медведева и
про Путина. Президент провел заседание совета по национальным проектам, а
премьер — заседание президиума правительства.
А теперь сравним две цитаты.
Медведев: «Важно, чтобы бюджетный процесс не подминал под себя,
а, наоборот, несмотря на все сложности, шел за национальными проектами, чтобы
они были одной из доминирующих частей нашего бюджета. <…> В ближайшие три
года необходимо направить на реализацию приоритетных национальных проектов
«Здоровье», «Образование» и «Доступное жилье» 1 триллион 392 миллиарда рублей».
Путин: «Финансирование федеральных целевых программ (ФЦП)
планируется увеличить на 19,2% — до 981 млрд рублей. <…> Речь идет о тех
сферах, где у нас пока сохраняются узкие места, где требуется участие
государства в прорывных проектах, которые во многом определят перспективы целых
секторов промышленности и социальной сферы».
Налицо конкуренция двух инструментов обретения светлого
будущего: нацпроекты и ФЦП. При этом интересно, что и Медведев, и Путин отчасти
залезают на поляны друг друга. Медведев курировал нацпроекты и продолжает это
делать, но придумал их и ввел термин в публичный оборот Путин. С его именем,
так уж вышло, у большинства населения и ассоциируется накачивание деньгами
социальной сферы. А вот прорывные проекты, расшивающие узкие места, — это уже
ближе к модернизации, пестуемой Медведевым.
Впрочем, Путин не забывает и о своем традиционном электорате: на
том же заседании он заявил, что выделит 218 млрд руб. на обеспечение жильем
военнослужащих, ветеранов и северян.
Медведев ответил позже, но круто — увеличением военного бюджета
в полтора раза, что должно обеспечить техническое перевооружение армии за
десять лет. Медведев акцентировал внимание на том, что это было его личным
решением, которое потребовало от президента «энергии и жесткости», так как в
правительстве выражали сомнения по поводу сбалансированности бюджета. Медведев
добавил, что за это решение ему «не стыдно».
Это опять же игра на территории Путина, президента-силовика.
Оказывается, Медведев тоже может быть энергичным и жестким, более того, он
готов воссоздать военную мощь России, что предшественником сделано не было.
Перечень подобных эпизодов, составляющих «битву миллиардов»,
можно длить, что я и сделал, составив таблицу. Показательно, что для ее наполнения
мне хватило недели — с четверга 30 июля по четверг 5 августа 2010 года.
Совпадения очевидные и порой даже немного смешные, как, например, синхронное
выделение средств на реставрацию памятников старины в Псковской области.
Таким образом, мы получаем систему двойного ручного управления
страной. И это совсем не смешно. Потому что ручное управление неэффективно вне
зависимости от того, сколько у него субъектов.
Возьмем самую больную тему: пожары. Путин предлагает выделить 25
миллиардов рублей на то, чтобы залить водой подмосковные торфяники. Вроде и
логично, но тут же возникают вопросы: во-первых, о чем раньше думали, и,
во-вторых, как быть прочим регионам страны, также богатым торфяниками, дым
которых не достигает Московской кольцевой автодороги? Не меньше вопросов и к
Медведеву. Восемь самолетов-амфибий, может, и неплохо, но на всю страну их,
очевидно, не хватит.
Между тем ни президент, ни премьер даже не обмолвились о том,
что неплохо бы проанализировать причины происходящего (исключая аномальную
жару). А причины эти состоят в том, что профилактика и тушение пожаров отнесены
к ведению муниципальных районов, каждый из которых получает на эти цели из
федерального бюджета в среднем 65 тысяч рублей в год. Вот если задуматься о
создании федеральной системы (именно системы, не ведомства, ведомств у нас и
так полно) предупреждения и ликвидации пожаров на ранней стадии, посчитать, во
что обойдется ее функционирование, и внести в Думу проект необходимых изменений
в законодательство — был бы толк. Но не было бы магического танца с
миллиардами, который так хорошо смотрится на телеэкране.
«Битва миллиардов», без сомнения, продолжится. Но, как и всякая
битва (за урожай, за мир во всем мире), она в конечном счете лишена
созидательного начала и не может стать драйвером поступательного развития
страны. Таким драйвером могут быть только институты. А у нас их всего два:
Медведев и Путин.
Битва миллиардов (в период с 30.07.2010 по 05.08.2010)
Путин
| Медведев
| Увеличение
бюджета федеральных целевых программ на 19% — до 981 млрд руб.
| Увеличение
трехлетнего бюджета национальных проектов до 1,392 трлн руб.
| 218
млрд руб. на обеспечение жильём военнослужащих, ветеранов и северян
| Увеличение
военного бюджета РФ на 60% без учета инфляции с 1,264 трлн руб. в 2010 году до
2 трлн руб. в 2013 году | 25
млрд руб. на строительство космодрома Восточный
| 54,1
млрд руб. до три года на "Сколково"
| 15
млрд руб. в Фонд реформирования ЖКХ
| 20
млрд руб. на создание инфраструктурного инвестиционного фонда | 25 млрд руб. на обводнение торфяников в
Подмосковье; 35 млрд руб. на помощь сельхозпредприятиям, пострадавшим от
пожаров и засухи; 5 млрд руб. на помощь регионом, пострадавшим от лесных
пожаров, в том число на восстановление сгоревших домов |
| 8 млрд
руб. на закупку 8 самолетов-амфибий «Бе-200» для тушения лесных пожаров
| 48 млн
руб. на восстановление Спасо-Елизаровского монастыря в Псковской области
| 14 млн руб. на восстановление Власьевской башни
Псковского кремля
|
11.08.2010
|