Федеральную
пожарную службу надо сделать самостоятельным ведомством. Беспрецедентные
лесные пожары уходящего лета открыли гражданам странный с точки зрения здравого
смысла факт: тушение природных пожаров не является законодательно закрепленной
функцией МЧС России. Задача министерства - содействие органам исполнительной
власти субъектов РФ в ликвидации лесных пожаров. С МЧС снята всякая
ответственность за практическую работу, поскольку она возложена на
руководителей местной власти. Внутри министерства налицо антагонизм между
спасателями и пожарными. В частности, потому, что своим цветом пожарные всегда
считали красный, а сегодня вынуждены перекрашиваться в голубой. Трудно
представить пожарный расчет на голубой пожарной машине.
Но
главное, 250-тысячная армия российских пожарных оскорблена положением пасынков.
Противопожарная служба МЧС разделена на работников первого и второго сорта. К
первым отнесены сотрудники МЧС в погонах, ко вторым - работники
противопожарной службы, условия оплаты которым определены другим приказом.
Людям в погонах пенсия начисляется по формуле «оклад по званию + оклад по
должности + выслуга лет». Работникам без погон пенсия будет начисляться Пенсионным
фондом при единственной льготе - если выслуга 25 лет, а возраст 50.
Сегодня
МЧС практически не способно выполнить даже максимально урезанные положения,
оставшиеся от прежней службы гражданской обороны СССР и определенные указом
президента РФ от 11 июля 2004 года. Не получается даже прописанное в указе
"информирование населения через средства массовой информации и по иным
каналам о возникших чрезвычайных ситуациях" не позднее чем через 1,5-2
часа после возникновения этой самой чрезвычайной ситуации.
Министерство
по чрезвычайным ситуациям за 20 лет своего существования не смогло организовать
систему предупреждения даже в столице. Что уж тогда говорить о стране в целом,
которая обходится «сарафанным радио». Хотя с 2006 по 2010 год объем бюджетного
финансирования для создания общероссийской комплексной системы информирования и
оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) составил
свыше 1,825 млрд рублей.
В
дни лесных пожаров стало видно, во что превратилась пожарная охрана под опекой
МЧС: техники нет, специалистов нет, денег нет. Происходит развал
государственной структуры, обеспечивающей безопасность людей. Уже видны плоды
разгона профессионального ядра пожарной охраны. С тех пор, когда пожарные
входили в МВД, показатели явно ухудшились. Единой системы борьбы с лесными
пожарами в России больше не существует.
В
советские времена все леса были разделены на кварталы, возможен был проезд
техники для локализации верхового пожара, велось боронование (опашка). Даже при
том, что вокруг любой деревни были поля с посевами, а не сено, как сейчас.
Тогда существовало несколько различных служб, занимавшихся охраной лесов:
лесная пожарная охрана, сеть добровольных пожарных дружин, авиационная лесная
охрана. Федеральный статус последней позволял оперативно перекидывать самолеты,
вертолеты и парашютистов-пожарных, десантирующихся вблизи места горения, в
другие регионы.
Несколько
лет назад авиалесоохрана утратила федеральный статус. Отдельные ее элементы
остались в ведении регионов, но эффективность службы утеряна. Все, что было
получено федеральной авиалесоохраной, перешло в ведение МЧС - для создания в
2010 году международной евроэскадрильи, использовавшейся при тушении лесных
пожаров на Балканах, в Греции и Италии.
МЧС
работает над созданием собственной системы тушения лесных пожаров, однако
руководствуется при этом ложными исходными посылками: космический мониторинг,
дорогостоящие технические средства авиационного пожаротушения -
самолеты-танкеры Бе-200, Ил-76. Тушить горящие торфяники с помощью самолета -
гиблое дело, но очень затратное. Торф горит на глубине один метр, а вода,
сброшенная с вертолета и самолета, такой глубины не достигает. Зато стоит такой
выброс воды очень дорого.
Создание
подобной системы обойдется в десятки и сотни раз дороже, нежели расходы на
развитие существовавшей до 1 января 2007 года системы охраны лесов от пожаров.
МЧС практически не имеет возможности дешифрирования космических снимков,
опаздывая на двое-трое суток. Российская ГЛОНАСС несовершенна, поэтому зачастую
МЧС использует американские и европейские метеорологические снимки.
Много
надежд в тушении пожаров возлагалось на российскую армию. Но при нынешней
структуре она не в состояние оказать помощь населению при пожарах. Курсанты с
лопатами погоду не делают. До нынешней реформы в каждой дивизии в отдельном
саперном батальоне были машины заграждений, тяжелая техника на танковой базе,
станции для добычи воды. Дивизий нет, а вместе с ними и всего остального. При
ликвидации инженерной академии им. Куйбышева сокращена кафедра вододобычи. Ее
после катастрофических пожаров просто необходимо восстановить.
В
вооруженных силах СССР было 18 трубопроводных бригад, способных развернуть за
сутки 120 км трубопровода диаметром 100 и 150 мм. В частях гражданской обороны
были комплекты трубопроводов длиной до 15 км. Для тушения пожаров проводились
бомбардировки авиацией, использовались машины разграждения, установки для
прокладки проходов в минных заграждениях. Но трубопроводные бригады сегодня
расформированы. Лишь бригада Московского военного округа смогла протянуть нитку
в 10 км.
Нынешние
пожары подходят к концу, и власть должна увидеть огрехи в сегодняшнем МЧС, в
реформировании армии, осознать необходимость реанимировать государственную
лесную охрану, восстановить федеральную авиалесоохрану, изменить
законодательство, ввести кодекс поведения федеральных, региональных, местных
структур и подготовки жителей к эвакуации. Противопожарная служба, на наш
взгляд, должна стать, как во всех цивилизованных странах, самостоятельной
федеральной структурой - без милицейских или спасательных погон.
25.08.2010
Анатолий
ЦЫГАНОК руководитель Центра военного прогнозирования
|