Торговые
сети хотят жировать и за счет покупателей, и за счет производителей, и за счет
государства.
Предупреждали
тебя, читатель, что торговые сети будут отыгрываться за неудобный им закон о торговле?
Говорили, что тебе противостоит мощная многоголовая гидра, подчинившая своим
шкурным интересам продуктовую, косметическую, фармацевтическую... — да практически
всю розницу в стране? Показывали, как твои копейки превращаются в
многомиллионные состояния хозяев российского ритейла?
Что ж, а
теперь внимай.
Оказывается,
читатель, ты не покупатель, не потребитель, не клиент... Нет, ты — натуральный
вор.
Это
из-за тебя, как подсчитали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ),
наши несчастные сетевики ежегодно теряют аж до 1,5% своего оборота. В
абсолютных показателях твои мелкие кражи на круг выливаются в 237 млрд. рублей
в год, или $7,7 млрд. по текущему курсу. Но ладно бы только кражи. Сетевые
общественники обвиняют тебя в том, что алкоголь, кондитерку, йогурты, пиво и
даже икру ты не только воруешь, но часто просто съедаешь, выпиваешь или
надкусываешь прямо в торговом зале...
Где твоя
совесть, прожорливо-вороватый россиянин?
Справиться
с тобой отважные ритейлеры не в силах. А потому они вышли к правительству с
предложением внести поправки в Налоговый кодекс и дозволить им вычитать
нанесенный им тобой материальный ущерб из своей валовой выручки. Проще говоря —
не платить налог на прибыль.
Ведь
исходя из планируемого в 2010 г. розничного товарооборота в 15,8 трлн. рублей
твои пакости, читатель, могут привести к недополучению федеральным и
региональными бюджетами до 31,6 млрд. рублей.
Смешно?
Сейчас
ты развеселишься еще больше. Паровозом налоговых изменений выступил не
кто-нибудь, а депутат Госдумы от "Единой России” г-н Гималетдинов. Народный
заступник так озадачился проблемами массового магазинного воровства, что
предложил относить к расходам коммерсантов 1% стыренного оборота. Без милиции,
без протоколов, без свидетелей. Причем, как выяснилось, тащишь ты не только в
гипермаркетах, но и в торговых палатках (видно, через стекло)! А посему тот
самый процент могли бы списывать с себя абсолютно все торговцы.
Ты
понял, о чем разговор?
Если нет
(или не совсем), растолковываю: сетевики пытаются обложить бонусами не только
своих поставщиков или покупателей, но и государство.
Крестьяне
и переработчики по закону о торговле обложены десятиной, розничная наценка по
отдельным позициям может превышать закупочные цены в два (!) раза, а теперь и
государству предложено отчинять свой процент.
А чё?
Немного ведь люди просят, правда? И кому какая разница, что за границей
подобные предложения восприняли бы как дикость? У нас ведь и страна, и народ
особый. Мало того что он, гад, активно вымирает или саботирует модернизацию,
так еще и крадет безбожно, никакого сладу с ним нет!
Как бы
ты, читатель, ни относился к вице-премьеру, главе Минфина Кудрину, но именно
его министерство стало, по сути, единственной крепостью, которую пока не смогли
взять сетевики. Остальные ведомства либо сдались, либо соблюдают позорный
нейтралитет: кроме Кудрина в нашей стране послать могущественных сетевых
беспредельщиков не осмелился никто.
Хотя
вообще-то кому, как не государству, следует уравновешивать баланс интересов 140
млн. российских покупателей и всего нескольких сотен владельцев сетевого
бизнеса! (Кстати, почем нынче закрытые государственные глаза?)
Гнев
твой праведный, конечно, читатель. Но призывы покопаться во внутреннем
устройстве торговых компаний ныне неактуальны — уж слишком основательно наши
торгаши окопались. Мы не станем обсуждать офшорную природу российского ритейла
и лишний раз всуе упоминать все эти кипрско-виргинские "паквы”, "чантри”,
"свеце” и прочие "лимитед”. В последние годы четко обозначились новые пути
наживы торгового крупняка.
Во-первых,
по нынешним временам насаживать все имеющиеся активы на одну компанию — моветон.
Сегодня почти все крупнейшие торговые сети предстают миру веселыми крольчихами,
совместно со своими боссами беспрестанно плодящими многочисленные ЗАО или ООО.
Конторкам этим несть числа, в одной сети их может быть несколько десятков и
даже сотен. Сама же "крольчиха” помимо детородной функции исполняет роль
управляющей компании, определяя ценовую политику, отслеживая финансовые потоки
и периодически откусывая кэш.
Комплексно
проверить сеть можно лишь посредством одномоментного выезда во все торговые точки,
а это дело ресурсно муторное и перспективно туманное. Да что там, сами сетевые
хозяева признаются, что на местах их, как сейчас модно говорить, нахлобучивают.
Имеется ли в "черных” сетевых бухгалтериях такая статья затрат, как
"внутрикорпоративное воровство”, науке неизвестно.
Во-вторых,
в наши дни выплачивать огромные дивиденды или нагло наращивать управленческие
расходы также неинтересно. Гораздо изящнее выглядят аферки с оплатой
маркетинговых, рекламных и консультационных услуг (прежде всего "как бы”
иностранцам), с увеличением арендной платы за снимаемые у самих себя помещения
(оборудование) или с возрастанием затрат на продвижение товаров к конечному
покупателю (логистика).
Смотришь
на "сетевую” отчетность — и прямо диву даешься. Вот, к примеру, циферки по
одному, преимущественно московскому, ритейлеру (без названия, коммерсы нынче
"на нервяке”).
За 2009
г. затраты торговой компании "N” на маркетинг и рекламу увеличились на 4,7%, на
аренду основных средств — на 20,9%, на логистические услуги — в 2,8 раза. К
слову, в прошлом году убытки от недостачи, обнаруженной при инвентаризации, а
также от порчи товара разом скакнули с 1,0 до 1,7% оборота, или в абсолютных
величинах на 317,3 млн. рублей ($10,3 млн.).
Не иначе
народ совсем озверел?
Наконец,
в-третьих, в случае резко подросшей выручки, например, в результате взрывной
региональной экспансии, можно поиграть с увеличением стоимости управленческих
услуг материнской компании. Никакого "мошенства” — просто подрезаем под корешок
всю "дочернюю” прибыль, аккумулируем ее в кроличьей утробе и распределяем,
смачно отрыгивая куда надо и как заблагорассудится.
В
прошлом году по этой позиции вне конкуренции оказался ритейлер "M”. За год
поступления от оказания им менеджерских услуг увеличились с 687,3 млн. рублей
до 1,3 млрд., или в 1,8 раза, а себестоимость "уникального” менеджмента — с
59,6 млн. до 889,5 млн. рублей, или почти в 15 раз!
Вот где
прячутся передовики розничного труда!
Ну что,
читатель, теперь ты понял, где настоящие воры засели? Да что ты все про
правительство? Не о нем сейчас речь.
Впрочем,
какое в стране государство — такая в стране и торговля. А пока одна воровская
элита договаривается с другой, поезжай-ка, читатель, в ближайший сетевой
супермаркет. Доставай-ка, читатель, кошелек — и плати, плати, плати.
Ты в
любом случае крайний. А вы говорите: инфляция, рост цен. На самом деле наши
деньги сжирает рост чьих-то очень конкретных аппетитов.
|